Общественная организация
«Lira & Iluminare»
Голосование
Каковы, по вашему мнению, причины пандемии COVID-19?

14 мар 2021, 18:46Просмотров: 2 024 Культура / Творчество

Мнение: Не может русский человек быть счастливым, пока есть на родной земле «униженные и оскорбленные»

Мнение: Не может русский человек  быть счастливым, пока есть на родной земле «униженные и оскорбленные»
Источник фото: zen.yandex.ru

Размышления московской школьницы Марины Романчук о судьбах России на примере Петербурга XIX века и его «униженные и оскорбленные»

 По ночным улицам в тщетных усилиях уйти от погони, бежит маленький испуганный человек. Время от времени он оглядывается на своего страшного преследователя  Медного Всадника.

...И во всю ночь безумец бедный

Куда стопы ни обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжелым топотом скакал...

По мнению ряда исследователей, так великий русский поэт А.С.Пушкин создал образ мятежа против самодержавия и деспотизма, и вместе с этим беспомощность восстания и мощь государственной машины.  

 Потому и «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне», равнодушный к обездоленным людям, живущим в царственном Петербурге.

Медный Всадник, изображающий Петра Великого, в глазах маленького человека  уже лишен человеческих черт. Это образ какой-то страшной силы, это кумир не того Петербурга, который Пушкин воспевает в начале поэмы, называя его «гордый град Петров». Это юдолище страдания и унижения. Однако в отличие от трагической судьбы героя, у реальных жителей Петербурга были свои защитники. Ими стали декабристы.

«Мы были дети 1812 года» – это слова декабриста М.И. Муравьёва-Апостола. Герои войны, бравые офицеры стали серцем нового политического движения, призванного ограничить абсолютизм. Они мечтали о более справедливом политическом устройстве России. Среди них было много благородных сынов Отечества, искренне мечтающих о том, чтобы облегчить жизнь простых людей. Вслед за А.Н. Радищевым, который написал в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «душа моя страданиями человеческими уязвлена стала», они решились вступиться за обездоленных. Среди восставших на Сенатской площади 14 декабря 1825 года был и талантливый литератор, блестяще образованный аристократ Кондратий Рылеев.

Именно Рылеев стал одним из идейных вдохновителей восстания, главой Северного Общества,созданного в 1821 году. Рылеев редактировал знаменитый альманах декабристов «Полярная звезда». Через четверть века еще один бунтарь Александр Герцен, вынужденный уехать из страны из-за своих убеждений, так же назвал свой лондонский журнал в память о декабристах. В альманахе публикуются произведения, передающие настроения и смелые чаяния самого Рылеева и его единомышленников. Однако поэт словно предчувствует трагическое крушение мечты о справедливом государстве. В стихотворении, написанном в 1824 году, Рылеев говорит:

Ах, тошно мне

И в родной стороне:

Всё в неволе,

В тяжкой доле…

Такими словами он передает гнетущую картину несправедливости, которую наблюдает в родном Петербурге. Возможно, поэтому он и решается стать одним из руководителей рокового мятежа.

Восстание было подавлено, началось следствие по делу декабристов. Все прогрессивные люди надеялись на то, что новый царь не захочет начать историю своего правления с кровавой страницы, и мечтали о помиловании. Но Николай 1 все-таки  приговаривает пятерых бунтовщиков, в том числе и Рылеева, к смерти. Но перед казнью Рылеев просидел в Алексеевском равелине около семи месяцев. Он напишет в тюрьме пламенные строки :

Тюрьма мне в честь, не в укоризну,

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдиться сих цепей,

Когда ношу их за Отчизну!

Сцена казни декабристов очень хорошо показана в советском фильме «Звезда пленительного счастья» режиссёра Владимира Мотыля. Картина вышла на экраны в год 150-летия восстания декабристов. Казнь превращается в изощренную пытку: гнилые веревки на шее трёх несчастных, в том числе и Рылеева, рвутся, люди падают в яму...  Как будто сама судьба шепчет: «Помилуйте, помилуйте!» Но нет… Снова петля, снова мука, смерть... Такой страшный конец был предначертан благородным сынам Отечества, которые героически встали на защиту униженных и оскорбленных.

«Дум высокое стремленье» Кондратия Рылеева и его товарищей – декабристов созвучно желанию лучших русских литераторов послужить обществу «благотворным словом». Им было ненавистно ограниченное самодовольство высокопоставленных чиновников. Горячее желание возвызить голос за «униженных и оскорбленных», обличать несправедливость и насилие порождало представление об общественном идеале с ярко выраженным нравственным началом. Такова и гуманистическая направленность произведений Николая Васильевича Гоголя.

К «живым душам» обращал свое страстное слово Гоголь и звал на борьбу с презренным миром душевладельцев и чиновной бюрократии. «Петербургские повести» – название условное, сам писатель не употреблял его для обозначения цикла произведений, посвященных петербургской тематике. Первые замыслы и наброски «Невского проспекта» относятся к 1831 году, к созданию «Портрета», «Записок сумасшедшего» и «Носа» он приступает во второй половине 1833 года. Самая значительная из повестей петербургского цикла – «Шинель» – была окончательно завершена в 1841 году. Вслед за Пушкиным Гоголь воссоздал в них неповторимый образ современного ему Петербурга – города разительных контрастов: пышных дворцов и заброшенных окраин, роскоши, безудержной расточительности и потрясающей бедности. Грубая сила, чванливое самодовольство и беззаконие властьимущих господствовали здесь над судьбами маленьких людей.

В 1842 году выходит в свет первый том «Мертвых душ». Повествуя о капитане Копейкине, автор поэмы, как сам Гоголь обозначил жанр произведения, сумел создать совершенно мифический, дьявольский Петербург. Мосты здесь, как черти, висят в воздухе и не касаются земли. Шторы, гардины кусаются. Все вокруг холодное, колючее. В городе царит жестокость, наигранность. Гоголь показывает,что человеку с «живою душой» здесь невозможно дышать полной грудью. Такой образ города дополняет картину, описанную  в повести «Шинель». Униженный и оскорбленный Акакий Акакиевич Башмачкин «шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков». Горестно, что жизнь главного героя оборвалась так рано и печально, но весь трагизм этой истории в том, что так же безнадежна судьба многих обездоленных людей реального Петербурга.

«Все мы вышли из гоголевской шинели», – говорят публицисты, когда хотят подчеркнуть гуманистические традиции русской классической литературы, берущей начало в произведениях Николая Васильевича Гоголя. Авторство этой фразы нередко приписывается Достоевскому. И. хотя эти слова принадлежат исследователю творчества Достоевского, французскому критику Эжену де Вогюэ, они действительно могли быть произнесены самим Достоевским, потому что тема «униженных и оскорбленных» стала одной из главных в его творчестве.

Темный, ужасающий Петербург предстает перед нами в романе «Преступление и наказание», опубликованном в 1966 году в журнале «Русский вестник». Грязные улицы, покрытые зловещим мраком от нависающих суровых стен, дворы-колодцы, теснящие души петербургских бедняков. Безысходность контрастирует с изобилием «увеселительных» заведений – кабаков, рюмочных, распивочных. Но и там тоска. Такие люди, как бедный чиновник Мармеладов, пропивают здесь свои последние деньги, желая хотя бы на некоторое время забыть свое унижение. Их воля сломлена, надежда оставила их сердца, больше они не могут сопротивляться Молоху, кровожадному древнему божеству, чей страшный образ принимает Петербург Достоевского. Распахиваются двери, и на улицу вытекает масса пьяных людей со стертыми лицами, как будто прикрытые желтыми масками. И повсюду разливается этот мертвенный цвет безумия, ведь недаром желтой краской обозначали клиники для душевнобольных. В желтый цвет окрашены и мостовые, и дома. Становится понятно, что этот город сводит людей с ума.

Близок к безумию и бедный студент Родион Раскольников. В мрачной, давящей, мертвой обстановке вынашивает он человеконенавистническую идею о «тварях дрожащих и право имеющих». Каморка главного героя походит скорее на шкаф, чем на жилище. Интерьеры квартир в романе оттеняют нездоровье души их обитателей. Таков петербургский быт униженных и оскорбленных.

Правление Николая 1, которое началось с казни декабристов, так и вошло в историю, как время жестокости и политической духоты. Мало что изменилось для «униженных и оскорбленных» и с приходом к власти его наследника. Возможно, если бы голос декабристов были услышан властью, пришло бы понимание, что проблема не в людях, а в причинах, из-за которых умножаются «страдания человеческие». Но власть ответила на «души прекрасные порывы» наказанием за участие в политических кружках. И вот уже начинающий писатель Достоевский стоит у «позорного столба» вместе с товарищами-петрашевцами. Как грозное, всезнающее око Государя создается Корпус жандармов. Но и эта мера не испугала передовых людей России XIX века, на защиту униженных и оскорбленных всегда встают благородные Сыны Отечества. Это о них сказал Пушкин в своем послании, адресованном декабристам:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Недаром Кондратий Рылеев гордо отвечал на вопросы следователей, пытавшихся понять причину поступков декабристов: «Я служил Отечеству!», потому что не мог совестливый русский человек в Петербурге XIX века, как впрочем, и сегодня, быть счастливым и довольным, пока торжествует несправедливость, пока есть на родной земле «униженные и оскорбленные».

Автор (ы): Марина РОМАНЧУК
Tags: декабристы человек униженные оскорбленные Петр Достоевский Рылеев Гоголь
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: