Общественная организация
«Lira & Iluminare»
Голосование
Каковы, по вашему мнению, причины пандемии COVID-19?

11 дек 2020, 12:14Просмотров: 1 447 Культура / Литература

Николай Носов – «Писатель нашего счастливого детства»

Николай Носов – «Писатель нашего счастливого детства»
Источник фото: interesnyefakty.org

«Герой моей новой повести – я сам, - но, когда я писал, мне хотелось, чтобы читатели увидели в моем герое не только меня, но и себя… И, если ты мальчик или девочка, не смущайся, что моя повесть напечатана в журнале для взрослых. Бери и читай! Ты все поймешь. И если вы юноша или девушка, или совсем взрослый человек, не смотрите, что книга о ребенке. Читайте. И вы увидите, что ребенок такой же человек, как и мы с вами, а мы с вами – все те же дети…». «Имея дело с ребенком, взрослый должен стать на его точку зрения, попытаться взглянуть на мир глазами ребенка!»  (Николай Носов)

Примечательно, что детство Николая Носова было отнюдь не безоблачным. Родился будущий писатель в канун эпохальных потрясений. Первая мировая война, революция, сокрушившая основы старого мира. В 1917-м Николаю Носову было девять лет. Вихрь, пронесшийся по территории бывшей Российской империи, принес множество бед и страдании простым обывателям, людям далеким от революционных и контрреволюционных страстей. Голод, холод, болезни. Семья Носовых хлебнула горя сполна. Все и родители, и дети переболели тифом. И, о чудо! – выжили. Атмосфера любви и взаимной поддержки – вот, что было свойственно семье Николая Носова. Это помогло выжить, эта атмосфера стала тем психологическим фундаментом мироощущения будущего писателя, который обусловил оптимизм, увлекательный, но ненавязчивый стиль, в четком определений понятий добра и зла в книгах Николая Носова.

 Родился Николай Носов в Киеве, в ноябре 1908 года. Ранние детские годы он провел в поселке Ирпень под Киевом.   Семья была многодетной –  кроме Николая, был еще старший брат Павел, а также еще брат и сестра, родившиеся, когда Николай был уже подростком. Мать Николая занималась детьми и домом, а отец  выступал на эстраде. Он и был первым источником творческих настроений в семье.  «В дореволюционные годы, - вспоминал Николай Носов, - на эстраде существовал так называемый квартет «сибирских бродяг». Все четверо участников (и отец в том числе) одевались в ветхую, изорванную одежду, обувались в крестьянские лапти и изображали собою арестантов, бежавших с каторги и пробиравшихся сквозь дебри сибирской тайги к себе на родину». Николай принимал участие в представлениях, как статист – подпевал на комических куплетах, выносил реквизит. Атмосфера буффонады, веселья без декадентских изысков, присущих в то время многим эстрадникам ( тому же Вертинскому) обусловили очень оптимистичный и здоровый взгляд  Николая Носова на искусство создания образов. Поначалу он мечтал стать скрипачом. Но это требовало средств и времени на обучение. Их в семье не было и Николай с 14 лет «ушел в люди», зарабатывая свой кусок хлеба. Множество занятий и приработков, от разносчика газет, до косаря в сезон заготовки сена. Особенно тяжелой была работа на кирпичном заводе. Но платили хорошо! После разрушительной гражданской войны  стране нужен был кирпич. По кирпичику складывался и творческий портрет Николая Носова, который где мог, участвовал в самодеятельности в выпуске стенных газет в популяризации грамотности. На кирпичном заводе 16-летний рабочий Николай Носов узнал основы промышленной химии. Эта наука увлекла его настолько, что он поступил, было в политехнический институт Киева, но не случилось. И, наверное, к лучшему! Может быть, из него вышел бы отличный химик-технолог, но кто знает, стал бы он писателем? Основы научного знания пригодились позже. Поначалу в годы Великой Отечественной, когда Николай Носов, будучи редактором учебных военно-технических фильмов для РККА создавал небольшие ленты, раскрывающие методы овладения техникой бойцами и офицерами. Одно из его военно-технических творений для танковых войск принесло ему Государственную премию. Кроме того, в 1943 году он был награждён орденом Красной Звезды, который был одной из самых почитаемых военных наград.

 Затем много позже – в удивительном романе антиутопии «Незнайка на луне», где  при всей фантастичности сюжета, коллизии и обстоятельства поданы в строго научной парадигме.

В возрасте 19-ти лет будущий химик передумал и предпочёл стать студентом Киевского художественного института. На его выбор повлияло увлечение фотографией и кинематографом.
В 1929 году Николай уехал в столицу, где поступил в Московский институт кинематографии. Спустя два года он окончил это учебное заведение, став постановщиком и режиссёром научных, мультипликационных и учебных фильмов.

Николай Носов пришёл в литературу совершенно случайно. Поначалу он просто выдумывал забавные истории для своего сына и лишь позже понял, что рассказы стоило бы записывать.
Маленький сын требовал всё новых сказок и интересных рассказов, и Носов стал их сочинять сначала для него, а потом и для его друзей. Писатель понял, что это творчество требует и больших знаний, и понимания детской психологии. А главное — уважения. И, безусловно, любовью и вниманием к детям пронизаны все произведения Носова.
В тридцатилетнем возрасте Носов впервые напечатался в журнале детском «Мурзилка» с рассказом «Затейники» и совершенно неожиданно для него самого, пришел   читательский успех.
В последующие годы автор  писал  для множества всесоюзных детских изданий, завоёвывая признание и любовь юных читателей на огромных пространствах от Бреста до Владивостока. Детские издания «Костер», «Мурзилка», «Пионерская правда»  охотно публиковали Николая Носова. Так к юным читателям пришли любимые всеми «Веселая семейка» - о том, как закадычные друзья Мишка и Коля задумали смастерить инкубатор и вывести цыплят; «Мишкина каша» - в котором те же два друга пытаются приготовить себе на ужин кашу, а та, «Пакость такая, лезет и лезет из кастрюли»; «Телефон» - где Мишка и Коля покупают себе практически настоящие телефонные аппараты, а потом портят и ломают их, причем, исключительно из исследовательских целей – уж очень хотелось посмотреть, как они устроены; «Дневник Коли Синицына» - о юных пионерах -школьниках, ставших пчеловодами.

 

 Николай Носов, при всей своей фантазии аниматора-мультипликатора черпал сюжеты из реальной жизни, детально и естественно описывая жизнь своих забавных героев остроумных и любознательных, в которых каждый ребёнок мог непременно узнать себя самого. Будучи отцом, помнившим  атмосферу дружбы и уважения в семье  своих родителей, Носов прекрасно ориентировался в детской психологии и, что немаловажно,  принимал детскую личность, основываясь не на декларативных призывах, а на примере здоровых идеалов дружбы, уважения и взаимопомощи. В одной из сопроводительных статей к сборнику рассказов Николая Носова есть забавный комментарий:

«Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!»

И в самом деле: все сделать хочется самому, все проверить на себе!  А кто же из нас не хохотал над «Живой шляпой» и «Бобиком в гостях у Барбоса»? Животные в рассказах Носова тоже становились добрыми и озорными персонажами… Удивительно, но современники Николая Носова  рассказывают, что сам писатель был довольно сдержанным, молчаливым и даже замкнутым; он был невысокого роста, с тихим глуховатым голосом. И только взгляд его был цепким, наблюдательным и живым: «улыбался он чаще лишь глазами». Наверное, именно благодаря своей наблюдательности и немногословности писатель мог создавать из  найденного в жизни материала  такие смешные и понятные каждому истории. 

 

В начале 50-х годов пришло время «Незнайки». Всего о Незнайке и его друзьях-коротышках вышло три книги: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1965).

Сюжеты сказок о Незнайке менялись вместе с взрослеющими читателями. Поначалу – это были истории для малышей, затем пришло время первоклашек, и уже спустя время Николай Носов создает в прямом смысле этого слова фантастическую, но пророческую антиутопию для подростков «Незнайка на Луне». Задуманная, под впечатлением полета Гагарина  повесть, еще в 60-е годы ХХ века, оказалась авторским предвидением будущего.  Едва ли сам Николай Носов предположить, что в этой сказке он описывал…наши будни спустя почти тридцать лет после крушения СССР? Писатель был человеком советской ментальности, любил свою родину – могучий Союз ССР и сатирически изображал мир олигархического капитала, помещенный им внутрь спутника Земли. Мог ли он предположить, что спустя сорок лет, карикатурно выписанный им строй именно в таком же карикатурном виде воплотится на пост советской территории? То, над чем смеялись несколько поколений советских читателей, стало реальностью. Процитируем повесть и убедимся, насколько созданные фантазией писателя обстоятельства, стали, привычной нам реальностью:

«Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете; если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе…».А вот описание типичного города «внутри Луны»:  «Чем дальше они уходили от центра, тем реже встречали освещенные витрины магазинов и яркие огоньки реклам. Дома становились все ниже, а окна подслеповатее. Асфальтированные тротуары кончились и пошли просто булыжные, с выбоинами и ухабами и лежащими поперек кучами мусора».

Ну и, конечно, социальная картинка, столь очевидная нам, и казавшаяся некоей далекой фантастикой тогда, - в 70-е годы ХХ века в СССР:

 «По-настоящему обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумали».

На склоне лет писатель создает повесть «Тайна на дне колодца» (1974) – настоящее автобиографическое повествование. Николай Носов рассказывает о своих детских и подростковых годах – до момента поступления в художественный институт.

У этой повести должно было быть продолжение: герой Николая Носова (он сам!) взрослел и влюблялся. Даже название уже было придумано: «Повесть о первой любви». Но написать ее Николай Носов не успел…

В памяти же благодарных читателей на всем постсоветском пространстве, многим из которых сегодня уже за пятьдесят Николай Носов остался «Незнайкой нашего двора». Память поколений, запомнивших времена, когда социальная и политическая стабильность были чем-то общепринятым и конституционно гарантированным фактом бытия, опираются, именно на  замечательные детские книги, которые им довелось прочитать и запомнить. Среди них произведения Николая Носова в первом ряду!

За что ему благодарность и невянущий интерес новых поколений юных любителей хорошей книги!

 


Автор (ы): Михаил ЛУПАШКО
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: