Общественная организация
«Lira & Iluminare»
Голосование
Каковы, по вашему мнению, причины пандемии COVID-19?

03 авг 2020, 19:32Просмотров: 1 256 Культура

Тургенев - русский европеец

Тургенев - русский европеец

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 - 1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). 

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И.С. Тургенев о русском языке.



В наше беспокойное и порой, бессмысленное время, когда классика и реализм отодвинуты новыми веяниями пост-модернистского характера прикоснуться к живому источнику подлинного искусства можно лишь открыв книгу автора, вошедшего в золотой фонд русской литературы. Востребованность же  автора, жившего и творившего более ста лет тому назад, сегодня определяется интересом к нему со стороны кинематогрофа, или,  проще говоря, экранизациями его произведений. 
  Если судить по этому критерию, то великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев 200 летие, со дня, рождения которого мы отмечаем в эти дни, востребован, как никто другой. По количеству экранизаций режиссерами и кинематографистами разных стран, начиная с 1910 года, Тургенев обогнал даже побившего все рекорды киноверсий «Войны и мира» и «Анны Карениной» Льва Николаевича Толстого! Более ста экранизаций кинематографистами России, Европы, Японии…и даже в экзотическом Гонконге экранизируют произведения Тургенева.
  Примечательно, что первая  кинематографическая версия  Тургенева, состоялась во Франции в начале ХХ века («Лейтенант Ергунов» / Le Lieutenant Yergounoff (Россия, Франция) Режиссер  Андре Метр, Кай Ганзен - по мотивам рассказа «История лейтенанта Ергунова»). Это не случайный факт. Тургенев, наверное, единственный из писателей составивших золотой фонд русской литературы по настоящему знал и понимал литературу европейскую и прежде всего литературу Франции. Иван Сергеевич по своему социальному положению и статусу, безусловно, принадлежал к дворянству российскому в том его сегменте, который отличался от мелкопоместного, едва сводящего концы с концами дворянства, огромностью состояний, немалых доходов от поместий и возможностью вращаться и делать карьеру в высшем свете двух столиц Москвы и Петербурга. Крепостное право и владение огромными земельными площадями обеспечивало безбедную жизнь семьям потомственных дворян известнейших фамилий. Нравы и порядки, царившие в этих мини-государствах, вотчинах богатейших помещиков замечательно и точно описаны Александром Сергеевичем Пушкиным в повести «Дубровский».  Мать будущего писателя Варвара Петровна Тургенева урожденная Лутовинова была женщиной властной, умной, но едва ли счастливой. Брак Варвары Петровны с отцом Тургенева, был неудачным. В юности Варвара Петровна настрадалась от деспотии отчима, который бывало, и бивал ее, и выгонял из дому. Но нет худа без добра, решившись один раз, мать Тургенева бежала из отчего дома к своему дяде, а после его смерти унаследовала богатейшее имение Лутовиново и пять тысяч душ крепостных. Детство Ивана Сергеевича Тургенева было тревожным и напряженным. Мать воспитывал сына в понимаемой ею, как практика постоянных ограничений и наказаний, строгости. Французский язык доминировал в домашнем обучении, хотя и все тенденции и веяния русской литературы и словесности того времени прилагались к своеобразной учебной программе под присмотром гувернеров. Заговорив раньше на французском, чем на родном русском, Тургенев по свидетельству современников тонко чувствовал все нюансы этого языка и чувствовал себя во французской культуре, как рыба в воде. Годы молодости были годами учебы в университете, знакомством с литературными кругами Петербурга, первыми опытами и так сказать, пробой пера. Время становления Тургенева как литератора для вольнодумства и смелых экспериментов, мягко говоря, не самое лучшее. Эпоха правления Николая I, это, с одной стороны - стремление власти к консервации помещичье-крепостнических порядков, с другой стороны, это – пробивающее себе дорогу новое понимание пути России, как страны непременно и незамедлительно избавляющейся от пут крепостного права. Радикальные, революционные, бунтарские настроения не были свойственны Тургеневу по самому складу его характера. Однако, крепостнические порядки он ненавидел искренно  и был убежденным сторонником эволюционного пути построения демократии в России, демократии по образцу европейскому. При этом Тургенев не был и Европофилом - русфобом, свое отечество любил страстно и никогда не говорил о России уничижительно! Меру и силу своего таланта Тургенев понял рано. Уверенность в своих силах давало тесное общение с профессором П. А. Плетневым, Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем В. А. Жуковским,  А. В. Кольцовым,  П. В. Анненковым, чуть позже — с М. Ю. Лермонтовым. Публикация в 1847 году в преобразованном «Современнике под редакцией   Н. А. Некрасова первых глав «Записок охотника» обозначило авторскую позицию Тургенева, как ярого противника крепостнических порядков. Дружба с Белинским наряду с этой публикацией определила отношение властей к Тургеневу, как к элементу общественно неблагонадежному. Сам Тургенев в разговорах и письмах не скрывал, что  у него есть главный и чудовищный в своем безобразии и неестественности враг!
  «Враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Я не мог , — писал Тургенев, — дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него».
   Тургенев покинул Россию и прибыл во Францию накануне революционных потрясений 1848 года. Шторм выступлений и баррикадные бои потрясли Париж и другие европейские столицы. Напряжение в социальной среде нарастало. Быстрый рост промышленности способствовал росту числа, занятых в производстве на заводах и фабриках рабочих масс. Предложенное Марксом и Энгельсом учение о революционной роли пролетариата и очевидная способность городских рабочих к быстрой самоорганизации в политические партии заставляли задуматься о своем будущем элиты  Европы и том месте, какое будет занимать в быстро меняющемся мире Россия. Еще в России Тургенев познакомился с яростным революционером основоположником анархизма Михаилом Бакуниным. Было даже, увлекся его сестрой Татьяной. Но романы Ивана Сергеевича в смысле тайн сердечных, а не литературных опытов это не только Татьяна Бакунина или княгиня Шеховская, это  нескончаемая череда увлечений, влюбленностей, страданий и только одна мало решительная попытка создать семью или хотя бы сочетаться браком. Матушкин сынок, барич, рефлексирующий, нерешительный юноша последней молодости, - да таким был Иван Сергеевич Тургенев, при всей своей писательской прозорливости, смелости и одаренности. Герцен произвел на Тургенева видимое впечатление, но революция не стала идеей самого писателя, хотя предощущение будущих потрясений в России, стиснутой оковами крепостничества, проявляется во многих произведениях Ивана Сергеевича. 
   Как писал в биографическом очерке о Тургеневе его друг Ги де Мопассан: «Благодаря могучему дару наблюдательности, которым обладал Тургенев, ему удалось заметить пробивающиеся ростки русской революции еще задолго до того, как это явление вышло на поверхность. Это новое состояние умов он запечатлел в знаменитой книге «Отцы и дети». И этих новых сектантов, обнаруженных им в взволнованной народной толпе, он назвал нигилистами подобно тому, как натуралист дает имя неведомому живому организму, существование которого он открыл. Вокруг этого романа поднялся большой шум. Одни шутили, другие негодовали: никто не желал верить тому, о чем возвещал писатель. Это имя «нигилист» так и осталось за нарождающейся сектой, существование которой вскоре уже перестали отрицать. С тех пор Тургенев следил с бескорыстной страстью художника за развитием и распространением революционной доктрины, которую он предугадал, распознал и сделал общеизвестной».
   Тургенев, будучи художником огромного таланта и прозорливости предощущал, предчувствовал всю апокалипсическую силу стиснутой в народе энергии, которая прорвавшись, сметет старые порядки в небытие, пролив реки крови. Он не звал Русь «к топору». Не был склонным к насилию человеком в отличие от того же Бакунина, всякий раз появлявшегося на баррикадах во время всех европейских революций в веке XIX. Но если вдуматься в то как дает нам Тургенев финал повести «Муму», то в мучающемся, но совершившем «малое злодейство» Герасиме, уходящем из имения в село заложена мина, возмущения и грядущих злодейств, совершаемых из мести барыне, гнобящей  дворовых крестьян самодурством и прочим Щигровским и другим помещикам, составлявшим основу социального слоя, управлявшего Империей Российской. Самодруство и прекраснодушие – черты свойственные русскому барину, едва ли способные вывести этот социальный слой из исторического тупика на путь прогресса.
 Иван Сергеевич Тургенев видел происходящий в Европе промышленный переворот. От конной тяги и паровозам. К железнодорожному сообщению! Промышленное наполнение жизни миллионов людей потянуло за собой приход всеобщей грамотности и основ научного мышления. Формы культурного досуга стали доступнее и разнообразнее. Литература от избранности и элитарности шагнула в народные массы. Писатель стал властителем дум и общественно значимой фигурой.   Франция явила миру великую литературную традицию. А имена писателей современников Тургенева  входят в мировое культурное наследие. Тургенев был другом Эмиля Золя, Гюстава Флобера, Альфонса Доде, Виктора Гюго, Эдмона Гонкура, Ги де Мопассана. С 1874 года в парижских ресторанах Риша или Пелле проходили знаменитые холостяцкие встречи знаменитых литераторов, как писали тогда в газетах «обеды пяти». Случалось это несколько раз в год, а позже и ежемесячно. Главными зачинщиками «посиделок» были Золя, Гонкур, Доде и Флобер. Как правило, во «главе стола» Тургенев. Наслаждаясь  изысканными деликатесами и блюдами парижской кухни, они не  переставали  говорить и о «высоком» – литературе и поэзии, о странностях любви и роковых женщинах.
   В жизни Тругенева была и страстная, долгая увлеченность, роковая любовь. Певица и актриса Полина Виардо. Уже, будучи зрелым мужчиной, с юношеской увлеченностью Тургенев всюду следовал за ней, не в силах отказаться от этой мучительной, иссушающей связи. Что это было – попытка доказать себе скорее болезнь, приносящая невыразимые страдания.  Он увидел ее осенью 1843 года. Тургеневу 25 лет.  Итальянская опера на сцене Санкт-Петербургского театра дает постановку «Севильского цирюльника». Полина Виардо в роли Розины, Тургенев покорен талантом Полины, он видит в ней идеал женщины и его не смущает, что  Полина замужем. Впрочем, замужество не мешает ей принимать ухаживания Ивана Сергеевича. Как тут не вспомнить случившийся много позже в Петрограде и Москве любовный треугольник «Маяковский, Лиля  и Осип Брики». Полина и Тургенев то сближаются, то разъезжаются на время. То , что они вместе жили под одной крышей: Полина, её муж, их дети, Тургенев и его незаконнорожденная дочь вызывало массу слухов, сплетен и домыслов, так сказать тема для черного пиара, и бульварной прессы того времени. Тем не менее, это лишь добавляло популярности Тургеневу, как русскому писателю, живущему в Европе и по «европейским правилам» принятым в актерско-писательском бомонде. В 1863 происходит окончательное сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они  открыто живут в Бадене, принимают гостей, посещают выставки и приемы. Затем (по окончании франко-прусской войны) переселяются в Париж.  Именно в этот период своей жизни Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он добровольно и активно  выступает   проводником  литературной традиции между русской и западными литературами. Его общеевропейская известность, популярность и  слава неуклонно растет. В 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев внимательно следит  и за событиями общественной жизни России. Он поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах  по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 увенчанный Европейской славой писатель переживает бурное увлечение актрисой Марией Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.  Актрисе было 25 лет, а Тургеневу 61 год.  Савина была введена на роль Верочки в пьесе Тургенева «Месяц в деревне» в постановке Александринского театра Искренней игрой актрисы писатель был изумлён и восхищен. После выступления он прошёл к  Савиной за кулисы с большим букетом роз и воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!» Иван Сергеевич Тургенев писатель преклонных лет снова влюбился, как восемнадцатилетний юноша. Однако , это был скорее роман в письмах, нежели отношения способные перерасти в нечто большее.  Тургенев жил в Париже, Мария в России.   Сохранилась их переписка, которая продолжалась четыре года. Для Марии Тургенев был скорее  добрым другом. Тургенев же в этом увлечении черпал творческую энергию, которую смогла победить только непреклонная жестокая болезнь. Последние годы писатель мужественно боролся  с раком спинного мозга. Страдания его были безмерны, и только участие Полины Виардо врачебный уход, обезболивающие препараты и условия, которые она создала умирающему писателю, скрасили его последние дни. Смерть Тургенева была воспринята писательским сообществом Франции. Как национальная трагедия. Похоронам предшествовали траурные торжества в Париже, в которых приняли участие друзья писателя и его почитатели. К провожавшим друзьям и публике, обратился с прочувствованной речью Эрнест Ренан. В соответствии с волей покойного 27 сентября 1883 года его тело было привезено в Петербург. Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию общественности.
   В мировой литературе Иван Сергеевич Тургенев выделял два великих образа. Дон-Кихота и Гамлета. Его личность, как писателя и мыслителя, безусловно, формировалась между этими двумя полюсами, типами человеческой натуры – безрассудного, отчаянного, самоотверженного действия во имя высшей цели, и глубокого мучительного размышления о способности зла творить добро через организованное и продуманное насилие. Как сказал сам Тургенев в речи, произнесенной 10 января 1860 года на публичном чтении, в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым: «…одновременное появление "Дон-Кихота" и "Гамлета" нам показалось знаменательным. Нам показалось, что в этих двух типах воплощены две коренные, противоположные особенности человеческой природы - оба конца той оси, на которой она вертится. Нам показалось, что все люди принадлежат более или менее к одному из этих двух типов; что почти каждый из нас сбивается либо на Дон-Кихота, либо на Гамлета. Правда, в наше время Гамлетов стало гораздо более, чем Дон-Кихотов; но и Дон-Кихоты не перевелись».
    Таким он был Иван Сергеевич Тургенев русский Гамлет и европейский Дон Кихот…
Автор (ы): Михаил ЛУПАШКО
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: