«Lira & Iluminare»
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Сентябрь 2024 (3)
Август 2024 (3)
Июнь 2024 (10)
Апрель 2024 (1)
Март 2024 (4)
Молдове - быть! Штефан Великий - Правитель, Военачальник , Дипломат
Масштаб исторической личности виден лучше всего с многовекового расстояния. И хотя глаз потомков не всегда верно различает главное в характере преобразований и свершений своего великого предка, сами эти свершения удивляют, вдохновляют и направляют деяния настоящих последователей подвижника.
Cтефан Великий (на молдавском языке Ştefan cel Mare) - правитель Молдавского княжества в европейской историографии «господарь Молдовы Стефан III» был без сомнения выдающимся деятелем своей эпохи. Незадолго до его восхождения на престол страны в 1453 году христианский мир был потрясен падением столицы Византии – колыбели Православия Константинополя. В балканских преддвериях Европы запахло дымом пожарищ, а гром пушек Османских армий возвестил начало эпохи противостояния Турецкой империи и королевских домов Сербии, Болгарии, Австрии (Священной Римской империи) и Польши. В этом историческом, наполненном походами, битвами, победами и поражениями ристалище Молдова не была главным игроком. Но выдающиеся способности и государственный ум ее правителя Штефана III, названного позднее «Великим» поставили княжество на один уровень с державами во многом превосходившими его и по территории и по военно-политическому потенциалу.
Середина XV века – время, которое человеку нашей эпохи понять невозможно без знания религиозно- этических норм той эпохи. Православие и незыблемые каноны морально-этического толка, обусловленные им, были определяющими для господаря Cтефана Третьего во всех его свершениях – будь-то военные походы, земельные реформы, внешняя политика или обустройство жизни внутри княжества. Можно смело сказать, что в этом проявлялась целостность личности великого государя Молдовы. А то, что он порой казнил, причем жестоко бояр-предателей и отступников, никак не противоречит тому факту, что как истинный православный христианин был он человеколюбив и не проявлял свойственной современникам патологической жестокости, которая была отличительной чертой того же, скажем, Влада Цепеша.
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
Взойдя на престол в 1457 году, в 28 лет, Штефан III c первых же шагов проявил незаурядный государственный ум правителя. Понимая, что основой экономики княжества является обрабатываемая земля – сельхозугодия, он осуществил консолидацию таковой, конфисковав значительные земельные площади у неблагонадежных и вороватых бояр. Государственный, контролируемый господарем удел, на землях которого трудились
свободные, а не крепостные арендаторы стал экономическим щитом страны.
Свободные же земледельцы в случае нужды весьма быстро собирались в многотысячное ополчение в поддержку служивого, постоянного войска господаря. Само войско претерпело значительные изменения. Было введено разделение на роды войск: пехота, легкая кавалерия, тяжелая кавалерия. Появились артиллерийские подразделения – полевая, осадная и крепостная артиллерия. По инициативе и личном участии Cтефана Третьего стали укрепляться города, строиться новые крепости. В реалиях того неспокойного времени это означало рост ремесел и оживление товарооборота внутри страны, поскольку крепостные стены служили надежной защитой для ремесленных мастерских и купеческих лавок и складов. Именно при Cтефане Великом сформировались ярмарочные центры княжества на перекрестках торговых путей. Преобразования энергичного, умеющего найти общий язык и с аристократом и с представителем духовенства и с простолюдином, правителя снискали Cтефану огромную популярность и любовь простого народа. Справедливый суд господаря современники сравнивали с легендарным судом библейского царя Соломона. Надо учесть, что в то время не существовало ни пиар-агентств, ни электронных ангажированных СМИ, так, что заслуги господаря народ оценивал непредвзято, по делам и победам. Побед же было немало. Побед поражавших современников во всех европейских дворах. В то время как после поражения в битве при Никополе в 1396 году нанесенного турецкой армией коалиции войск европейских монархий вся Европа трепетала при упоминании имени османских владык, молдаванин Cтефан Третий не только дерзко разговаривал с завоевателями Константинополя, но и нанес им ряд существенных поражений.
Так в 1475 году Османы, желая покончить со строптивым правителем Молдовы, собрали войско численностью около 120 000 человек, под командованием опытного военачальника Хадым Сулеймана-паши.
В армии же Cтефана Великого было в то время не более 40 000 воинов. Высокий авторитет господаря его верность христианским идеалам привлекли в армию Стефана Третьего еще около 8 000 валахов, поляков и венгров. Подле Васлуя, армии Сулеймана-паши была устроена засада. В день 10 января того же года, когда турецкая армия достигла молдавских лесных укреплений, которые были заранее подготовлены, началась внезапная атака из засады отрядами молдавской конницы. Одновременно с атакой открыла огонь артиллерия и во фланг турецкому войску ударили главные силы, впереди которых находился сам господарь. Турецкая армия была смята и потерпела сокрушительное поражение, которое турецкие хроники назвали «самым крупным бедствием, обрушившимся на турок за всю мусульманскую эпоху». 25 января 1475 года Стефан Великий уведомил христианских правителей Европы о победе и предложил сформировать мощную анти – османскую коалицию европейских армий. Однако, из соображений сиюминутной выгоды и опасаясь появления на юго-востоке Европы небольшого, но мощного и самостоятельного государства правители христианского мира той поры (особенно австрийцы – короли Священной Римской империи) на такой союз не пошли, предоставив Стефана и Молдову новому натиску многочисленного и упорного врага. Мобилизовав все ресурсы необъятной империи, Османы снова обрушились на Молдову. Напрасно взывал Стефан Третий к тем, кто еще недавно передавал через дипломатов поздравления, восхищения и обещания. В критической ситуации он остался один, без союзников и помощи. В ту пору Турецкая империя была способна собирать войско до трехсот тысяч человек с мощной артиллерией в сотни стволов и современным для своей эпохи флотом. Мужество и храбрость молдавских воинов уступили перед напором превосходящих многократно сил врага.
В 1476 году Стефан потерпел поражение от турок в битве при Белой Долине (современный поселок Războeni). Ограбив Молдову, но не взяв ни одной крепости, армия Сулймана II, преследуемая армией Стефана, отступила.
Чтобы избежать вражеского нашествия, Стефан вынужден был признать вассальную зависимость от Османской империи. Он подписал мирный договор, сохранив генофонд княжества от растворения в массовом насилии со стороны врага, сохранил основы Православия как государственно-образующей религии, добился невмешательства Стамбула во внутренние дела Молдовы при гарантированной выплате «налога с княжества в казну султана», так называемого «Бир-а».
Долгое и многотрудное правление подорвало силы великого правителя. Летом 1504 года он скончался. Его уход был оплакан всей страной. Народ будто бы чувствовал, что с кончиной Стефана Великого, славные времена мудрых и самостоятельных правителей Земли Молдавской уступят место временам смуты, междоусобиц и всеобщего предательства со стороны правящей боярской клики интересов страны. Так потом и случилось! И все же, последующие века не затерли и не затенили великих деяний мудрого и человеколюбивого Господаря Земли Молдавской Стефана Великого.
Известно, что перед каждым большим делом, перед каждой очередной битвой Стефан III часто и подолгу молился иконе святого Победоносца Георгия. Икона эта по преданию когда - то находилась в келье его матери. Имея небольшие воинские силы и ограниченные ресурсы, но обладая немалым мужеством, он всякий раз обращался к иконе, завещанной ему его матерью. Просил у нее помощи против врагов Молдовы. По преданию, однажды после ночной молитвы ему явился сам святой Георгий в богатырских доспехах. Стефан III просил святого укрепить его и вдохновить. Святой Георгий обещал быть рядом с воеводой во время битвы с турками, с тем пожеланием, чтобы Стефан сохранил и сберег материнскую икону. Стефан Великий поклялся по окончании своих ратных подвигов передать икону в православный монастырь Зограф на Святой Горе Афон. По преданию это событие произошло в 1474 году, когда Стефан III добился очередной победы над турками. Сохранилась легенда и о том, что пленные турки свидетельствовали Штефану III: среди них якобы «на белом коне носился неизвестный и неуловимый воин с копьем. Бесстрашный и не уязвляемый, он смело разил и прорезывал целые ряды врагов, устилая землю трупами». По этим признакам сам Стефан чел Маре и его воины угадывали, кто был в победном бою их таинственным соратником, а потому славили Бога и Святого Георгия Победоносца. Завершив ратные подвиги, Стефан III Великий во исполнение обета поместил чудотворный образ в обители и обновил все монастырские постройки Зографа. Он оставил здесь и знамена с изображением святого, другие ценные реликвии – немеркнущее наследие славного прошлого Молдовы.