«Lira & Iluminare»
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Сентябрь 2024 (3)
Август 2024 (3)
Июнь 2024 (10)
Апрель 2024 (1)
Март 2024 (4)
Александр Добрый (Alexandru cel Bun) (ФОТО)
«В лето от сотворения мира 6867 (1359) божиим произволением началась Молдавская земля».
Путнянская летопись ХV века
Молдавское государство имело храбрых и достойных руководителей. Один из них Александр Добрый (на молдавском языке Alexandru cel Bun).
Чествование великих людей это не только долг перед ушедшими от нас, вместе с тем это фундамент, на котором держится нация.
Даже то, что имеет нация: поля, леса, села и города, духовные блага: культуру, церковь, находит свою родословную в многовековом прошлом, нация, имеющая старинный и прочный фундамент будет как непоколебимая скала в своих убеждениях, так как эта вера была проверена веками, она испытала много искушений и ударов и все же осталась неизменной. И мы должны с уверенностью смотреть на путь, который мы выбрали.
В начале XIV века к востоку от Карпат начало формироваться Молдавское княжество (Ţara Moldovei). Главная геополитическая особенность Молдавского Княжества в те времена состояла в том, что Молдова находилась на стыке между тремя великими культурами (славянской, латинской и восточной), между тремя великими религиями (православной, католической и мусульманской), между тремя великими народностями (славянами, латинянами и тюрками) и между тремя идеологическими течениями (панславизмом, пантюркизмом и пан-латинизмом). На протяжении веков Молдавское Княжество постоянно лавировало между великими державами, великими религиями сохраняя свой суверенитет и национальную идентификацию.
В середине XIV образовалось независимое государство Молдова, 1359 год – дату восстания против власти венгерского короля - принято считать датой образования государства. Первым господарем и основателем Молдавского княжества стал Богдан I, при нем Молдавское княжество, начиная с правления, обрело два важнейших атрибута государственности: суверенитет и независимость
При воеводе Петре I Мушате Молдавское княжество становится сильным и активно включается в международные отношения с Юго-Восточной Европой. Тогда он принял официальный титул «Petrus Waiwoda dei gratia dux Terre Moldavie» (пер.: Петр Воевода, милостью Божьей господарь Земли Молдавской).
В 1365 году король Венгрии вынужден был признать независимость Молдавского государства. Первый межгосударственный договор был заключен между Петром I Мушатом и Владиславом II Яггелон, (на польском языке Władysław II Jagiellończyk) королем Польши о 26 сентября 1387 года. Граница Молдовы проходила от Покутья (ныне район Коломыи)вдоль Карпат до Дуная, моря и Днестра, объезд 222 географических мили или 274 часа с окружающим фоном. Согласно с положениями этого международного договора области возле бывших галицко-волынских крепостей и сами крепости Хотин, Цецина и Хмелев вошли в состав Молдавского княжества, а города Яссы, Роман, Сирет, Тыргу-Нямц и Хырлэу впервые упоминаются в летописях.
Со времени господарства Петра Мушата (1375-1391) в Молдавии начинает править династия Мушатов или Мушатинов по имени матери Петра Маргареты или Мушаты, династия, связанная с Богданами. Эта династия находилась на престоле двести лет, до конца XVI в. И наиболее видными представителями Мушатинов были Александр Добрый, Стефан III Великий, Пётр Рареш.
23 апреля 1399 года господарем Молдовы был провозглашен Александр Добрый (Alexandru cel Bun). Первый документ от его имени, в статусе господаря, датируется 29 июня 1400 года, (1400 - 1432), сын Романа I. Это самое продолжительное, после Петра I Мушата правление.
Время правления Александра Доброго – золотой век Молдавского княжества. Никогда раньше или позже страна не была такой богатой и такой мирной. Господарю удалось укрепить границы страны. Под его полную власть перешли Килия и Белгород, для которых покровительство Валахии перестало быть надёжной защитой. Ему удалось получить и пограничную область с Польшей, которую Ягайло заложил ещё Петру Мушату. Господарь энергично осваивал и заселял Пруто-Днестровские земли, устанавливая в этих районах структуры центральной власти
Будучи искусным политиком Александр сумел сохранить баланс между Польшей и Венгрией. 12 марта 1402 года он заключил договор о вассальном подчинении с королем Польши Владиславом Ягелло, который был возобновлен в 1404, 1407 и 1411 годах. Этим договором Александр стремился защитить себя от притязаний Сигизмунда Люксембургского, короля Венгрии, который хотел восстановить венгерский сюзеренитет над Молдовой и особенно контролировать Килию, конечную точку центрально европейской дороги к устью Дуная. При Александре была установлена граница между Валахией и Молдовой, которая пролегла на территории нижнего течения Дуная
Александр Добрый поддерживал положительные отношения с господарём Валахии Мирчей Старым (на молдавском языке Mircea cel Bătrân) и литовским великим князем Витовтом. Это связи помогали Александру успешно противостоять Венгрии.
Александр Добрый благополучно разрешил многолетний конфликт с Константинопольской Патриархией, в результате чего Молдавская Православная Церковь сохранила свою автономию, а Митрополит Молдавии – своё особое положение. Усердием Александра Доброго, из Белгорода (Днестровского) в Сучаву были привезены мощи мученика Святого Иоанна Нового, что способствовало консолидации Молдавской Православной Церкви. Александр Добрый даровал армянам их собственную митрополию и место в тогдашней столице молдавского княжества — «Сучаве». В опубликованном в Румынии, в 1975 году, документе говорится: «Аванес, епископ армянский, пришел к нашему престолу молдавскому. И так мы даровали армянскому епископу церкви и священников, по своему положению по всей нашей стране он будет епископскою властью над армянами. Место положение в Сучаве, в нашей крепости». Господарем были основаны монастыри Бистрица (1402) и Молдовица (1410). Во время правления Александра был канонизирован первый святой Молдавской православной церкви — Иоанн Новый — мученик, который подвергся тяжким пыткам, но не отрекся от христианской веры. Мощи святого Иоанна Нового переносятся из Четатя Албэ в Сучаву. Григорий Цамблак (Григорий Цамблак (Цамвлах, Семивлах), первый митрополит Киевский (1416–1419 гг.) пишет «Мученичество св. Иоанна Нового» – первое молдавское оригинальное письменное произведение. Со времен Александра Доброго нам осталось «Тетраевангелие Никодима» – самая древняя (1404) славяно-молдавская рукопись, появляется упоминание епископства в Рэдэуци (1413), а Гавриил Урик пишет знаменитое «Тетраевангелие в миниатюрах» (1429).
В 1431 году в монастыре Быстрица была закончена роспись, на которой помимо религиозных изображений представлены портреты Александра Доброго и его жены Марены. От Александра Доброго начинается традиция правителей рисовать его изображение.
Александр Добрый осуществлял стабильную и последовательную внутреннюю политику. Именно во время его правления однозначно сформировалось политическое устройство страны. Господарь получал полную свободу действий во всех государственных и военных делах.
Александр Добрый проводил благоприятную экономическую политику, оказывал поддержку ремёслам, внутренней и внешней торговле. Выгодно воспользовался географическим положением Молдавского княжества, через которое проходили торговые пути связывающие Причерноморье и Центральную Европу. Александр Добрый использовал с большой выгодой коммерческие пути молдавских дорог. Дороги проходили через Тротуш, Баю, Бакэу, Сучаву, Тигину и Хотин. Они связывали между собой порты, крупные центры реализации товаров: Килию у устья Дуная и Четатя Албэ (Белгород-Днестровск) со Львовом. Черновцы, как и другие молдавские крупные центры реализации товаров, Яссы, Бакэу, Тигина, Тыргу-Нямц, Бырлад, Дорохой, был зарегистрирован 8 октября 1408 года. В 1408 году он предоставил особые льготы львовским купцам, торговавшим в Молдавии. Через год, в 1409-ом, такую привилегию получили купцы из Польши и Литвы. Торговцы, проходя через таможенные пункты Молдовы, платили в казну значительные суммы денег.
Александр Добрый оказал им гостеприимство и покровительство гуситам, бежавшим от террора католической церкви в Молдову. Вопреки давлению польского и венгерского королей. Многие гуситы — чехи и немцы — стали лояльными подданными Молдовы и сражались против её врагов. Гуситство было бюргерской ересью, и многие гуситы (так же как позже — протестанты и русские старообрядцы) были отличными ремесленниками и торговцами, так что их приток укреплял экономику страны.
Грамоты Александра Доброго — это в основном торговые привилегии с перечнем льгот для купцов отдельных городов, таможенных пунктов и размеров сбора, да грамоты о наделении землёй. Две трети таких пожалований составляло от целого села и более. Так создавалось владетельное боярство — то самое, которое позже будет считать только себя «народом Молдовы». Именно из бояр, духовенства и придворных состояло сословное собрание страны, впервые созванное Александром Добрым в 1421 г.
Договор о вассальном подчинении Польше ничем не ущемлял суверенитет государства и господаря, Молдова не платила дань Польше, не ограничивал в ведении самостоятельной внешней политики. Господарь Молдовы вместе с другими европейскими странами – Польши, Литвы и Венгрии – участвовал в Конгрессе в Луцке (1429 г.), который преследовал цель улаживать отношения между этими тремя государствами. Вместе с литовцами и поляками молдавские отряды воевали с тевтонскими рыцарями, которых поддерживал венгерский король Сигизмунд. Молдавские воины неоднократно приходили на помощь полякам, отличившись в битве при Грюнвальде (1410 г.) и при осаде крепости Мариенбург (1422).
Сражение при Мариенбурге (1422 г.)
«В это же время волохи, люди воеводы Молдавского, присланные на подмогу королю Владиславу, в числе 400 воинов, в поисках добычи подошли к самому Мариенбургу. Крестоносцы, стоявшие сильным войском в Мариенбурге, выступили и напали на них. Когда они сочли превосходящую численность неприятеля, то, не полагаясь на силу, доверились судьбе. Сам страх, поскольку не на что было надеяться, дал им оружие в руки. Войдя в ближний лес, они сошли с коней, чтобы легче было сражаться под прикрытием деревьев и листвы, как в обычае у этого народа. Крестоносцы, уверившись, что волохи не притворно, а в самом деле бежали и скрылись, бросились в лес так быстро, как только могли, чтобы взять их в плен; это казалось им легко, так как многие спешились. Но когда волохи, сами защищённые от атаки, выпустили в неприятелей тучу стрел, раз за разом было покалечено много людей и коней, и многие погибли. Тогда они смело бросились на крестоносцев и, поразив их первые ряды, часть убили, часть взяли в плен, а остальные бежали. Таким-то чудесным способом волохи малым своим отрядом победив большое вражеское войско, отягощённые добычей и пленными, возвратились в королевский лагерь. А в знак победы они отдали королю Владиславу многих знатных рыцарей крестоносного Ордена, равно как наёмников и горожан, которых они привели». Длугош Ян. Польская история в 12 книгах. Франкфурт, 1711. Кн. XI. 461c–462a.
В 1420 году турки, победившие в Валахии, направляются к крепостям Килия и Четатя-Албэ, но Александр сумел отразить эту угрозу.
Турецкий флот подошел к Белой крепости. Турецкие подразделения состояли из солдат с большим военным опытом боевых действий на суше и на море в Малой Азии и на Балканах. Обороной крепости руководил Александр. Позволив туркам высадить свои войска, он атаковал их одновременно с нескольких сторон и бросил в море.
С тяжелыми потерями османский флот был вынужден отступить из-под городских стен. Александру пришлось начать укрепление границы. Килия и Белгород были взяты уже не под сюзеренитет, а под прямое управление господаря. Чтобы предотвратить занятие крепости Килия османскими и венгерскими войсками, Александр основал в крепости молдавский гарнизон. В Белгороде Александр построил мощную крепость и начал назначать в неё своих пыркэлабов.
Между тем Польша и Венгрия были ненадёжными союзниками. Венгерский король (и германский император) Сигизмунд Люксембург ещё в 1412 г. предложил Польше поделить Молдову, если господарь не поддержит Венгрию против турок. Он даже предложил линию раздела: Яссы и Белгород — Польше, Бырлад и Килию — Венгрии. В 1429 г. на переговорах в Луцке он вновь предлагал раздел Молдовы. Килию решили отдать мунтянам, которые, таким образом, помогли бы ликвидировать Молдову за малую плату.
К концу правления Александра, литовский князь Витовт занял враждебную по отношению к нему позицию. Ухудшаются отношения с Венгрией и Валахией. Венгерский король Сигизмунд на Луцком конгрессе в 1430 году получил согласие польского короля Ягайло по вопросу о возвращении Александром Килии и части приграничных территорий Валахии. Но этого так и не произошло.
Правитель Валахии Дан II, который был вассалом Османской империи и Венгрии, организовать вместе с турками военную кампанию по захвату города Килию и разграблению. Войска, осадившие крепость Килию, потерпели поражение, а турецкие части, вошедшие в Молдову для разграбления, были уничтожены молдавской армией.
Ягайло, польский король, которому Александр принёс ленную присягу, признал возможность расчленения Молдовы и линию, предложенную Сигизмундом.
После смерти Великого князя Витовта, союзника Польши, в октябре 1430 года, Александр заключает новый договор с Великим князем Литовским Свидригайло, опиравшегося на православных. Свидригайло хотел отделения Литвы от Польши. Из-за вмешательства Польского королевства во внутренние дела Молдавии и попыток пропаганды католицизма началась война. Александр Добрый в 1431 году при поддержке татар вторгся в Польшу, вместе с Великим князем Литовским Свидригайло. Молдавские части продвинулись до Львова и Каменицы, но потерпели поражение на юге Польши.
После окончания боевых действий в Польше начались молдавско-польские переговоры, закончившиеся заключением мира с Польским королевством.
Александр скончался 1 января 1432 года и был похоронен в монастыре Быстрица. Его долгое правление совпало с периодом, характеризовавшимся главным образом миром, его считали чрезвычайно опытным политиком для тех смутных времен, его высоко ценили, потому что он всегда знал, как поддерживать баланс между великими державами того времени, Польшей и Венгрией.
«Он зарекомендовал себя как авторитарный правитель. ... Александр умел использовать противоречия между соседними государствами на пользу своей стране, и это давало ему возможность заявить о себе в европейской политике. Он был врагом безрассудных авантюр, он больше любил мир и ненавидел войну, не унижая при этом престиж своей страны », - пишет историк
С. Чиходару.
После смерти Александра Доброго положение в стране значительно ухудшилось из-за распрей между преемниками на трон.
Три великие державы — Османская империя, Венгрия, Польша — стремились проглотить Молдавское княжество, причём каждая из них в отдельности была сильнее Молдовы. Все войны, которые вело Молдавское княжество, были вынужденными, в них молдавскому государству пришлось отстаивать свою независимость.
Александр Добрый и Стефан Великий (на молдавском языке Ştefan cel Mare) — два крупнейших правителя Молдовы за всю её историю. Но если Александр прославился на мирном поле, то Стефан — на воинском поприще. При Александре Молдова была на вершине богатства, при Стефане — показала свою силу.