Общественная организация
«Lira & Iluminare»
Голосование
Каковы, по вашему мнению, причины пандемии COVID-19?

31 дек 2020, 12:33Просмотров: 1 330 Общество

Традиции новогодних праздников

Традиции новогодних праздников

Новый год и Рождество в наше время — это всем привычные радостные праздники. Мы традиционно собираемся семьями, встрчаемся с друзьями, устраиваем вечеринки, карнавалы, праздничные гулянья. В нашей семье принято Новый год встречать в семье, а на Рождество ходить в гости к родственникам.

Откуда берут начало традиции празднования Нового года и Рождества?

Традиции праздника уходят корнями в глубокую древность. Первые документальные свидетельства о праздновании Нового года восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, но историки полагают, что праздник еще древнее.

Впервые обычай праздновать Новый год появился в Древней Месопотамии. Новый год в Вавилоне отмечали в день весеннего равноденствия – в это время природа просыпалась от зимнего сна. Праздник был установлен в честь покровителя города — верховного бога Мардука. Праздновали Новый год маскарадами, карнавалами и шествиями в течение 12 дней, начиная с конца марта, после того как прибывала вода в Тигре и Евфрате и начинались земледельческие работы. Люди веселились и гуляли, так как работать в эти дни запрещалось.

Со временем эту традицию переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам и так далее.

На протяжении веков, в Древнем Египте в период с июля по сентябрь праздновали разлив реки Нил. Это было жизненно важное событие, знаменующее начало нового посевного сезона. Вода Нила в это время считалась чудодейственной, и у египтян был обычай при праздновании Нового года из разливающегося Нила наполнять специальные сосуды «святой водой». Египтяне верили, что воды Нила смывают все старое.

  В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня, и посвящался Дионису — богу виноделия. Греки вели свое летоисчисление от знаменитых Олимпийских игр. Кстати, именно тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой и дарить друг другу подарки.

  Римский император Юлий Цезарь ввел в 46 году до нашей эры календарь, в котором год впервые начинался с 1 января. В Древнем Риме Новый год до этого также праздновали в начале марта.

Новый календарь, естественно, стали называть юлианским, и им стали пользоваться все страны, которые входили в Римскую империю. По новому календарю счет начался с 1 января 45 года до нашей эры — в этот день как раз было первое новолуние после зимнего солнцестояния. Первый месяц года был назван январь в честь римского бога двуликого Януса, который считался покровителем всех начинаний. В этот день римляне приносили ему жертвы и проводили важные мероприятия. Традиция дарить новогодние подарки была и в Древнем Риме – первыми из них были ветви лавра, предвещавшие в наступающем году счастье и удачу.

Несмотря на это Новый год во всем мире еще много столетий отмечали в соответствии с сельскохозяйственными циклами: либо в начале весны, либо в конце осени.

Языческий Новый год славяне праздновали в День зимнего солнцестояния и связывали его с божеством Колядой. Главным символом был огонь костра, который изображал и призывал свет солнца после самой долгой ночи в году.

Новый год также связывали с плодородием. По славянскому календарю сейчас наступает 7526 год – год Свернувшегося Ежа.

Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

В средневековой Европе праздники, сопровождавшие Новый год, считались языческими и нехристианскими, и в 567 году Совет Туров отменил 1 января как начало года. В разное время и в разных местах средневековой христианской Европы Новый год праздновали 25 декабря, рождение Иисуса; 1 марта; 25 марта, праздник Благовещения; и пасха.

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника. 

Ель в Германии во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом.

Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал вечнозеленый покров, позволявший использовать ее во время зимнего праздничного сезона, что явилось трансформацией издавна известного обычая украшать дома вечнозелеными растениями.

После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали “использовать” в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в сочельник (канун Рождества, 24 декабря), отчего она и получила название рождественского дерева — Weihnachtsbaum.

В конце XVI века традиция украшать дома к Рождеству елками начатая в некоторых городах распространился и укоренился по всей Германии. А также в Австрии. Эльзасе и Лотарингии, в которой появилось украшение популярное и сегодня – стеклянный шар.

В эти же времена, под влиянием распространяющегося протестантизма обычай дарить подарки по случаю окончания года сместился с 6 декабря (день Св. Николая) на 24 декабря. С этого момента ель становится рождественским атрибутом новой религии, а главным символом — младенец Иисус (Christkindel), вместо святого Николая, который ассоциировался с языческими культами. В центре празднований с тех пор находилась рождественская ёлка, в основание которой стали класть подарки. Младенец Иисус, которого со временем стали изображать в виде юной девушки в фате, облаченной в белое одеяние и золотую корону с еловыми ветвями и свечами. Она раздаёт подарки послушным детям, тогда как ужасный дед с розгами (в эльзасской традиции Hans Trapp), в свою очередь, угощает непослушных детей не желанными подарками, а плёткой. Тогда же идеологи Реформации, в частности Мартин Лютер, отказались использовать для празднования Рождества принятые у католиков вертепы (рождественские сценки), поскольку у протестантов почитание материальных, вещественных воплощений божественного отошло на второй план. Вместо этого они заложили традицию украшения рождественских елей — ведь этот атрибут Рождества, в отличие от вертепов, напрямую не изображает ни Христа, ни иных библейских персонажей. Основными элементами символики убранства рождественской ели в этот период считаются традиционные красные яблоки, но всё чаще используют разноцветные бумажные обёртки в форме роз. Цветы являются аллюзией на слова пророка Исайи о «корне Иессееве» — дереве Иессея, или генеалогическом дереве Иисуса, намекая на происхождение Спасителя. А еще, цветы на ёлке напоминали о словах рождественского гимна Es ist ein Ros entsprungen («Выросла роза»), написанного как раз в ту эпоху.

В 1582 году в результате реформы григорианского календаря 1 января было объявлено Новым годом. Хотя большинство католических стран приняли григорианский календарь почти сразу, в протестантских странах он был принят только постепенно. Британцы, например, не принимали реформатский календарь до 1752 года. До этого Британская империя - и их американские колонии - все еще праздновали Новый год в марте.

В России елка как рождественский атрибут появилась гораздо позже. В начале XVIII века Петр I после своего путешествия в Европу издает указ, согласно которому предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а начало нового года («новолетие»), до того отмечавшееся на Руси 1 сентября, перенесли на 1 января, как во всем остальном христианском мире. И началом празднования нового года стало 1 января.

Примечательно, что в Европе в это время уже утвердился григорианский календарь, введенный в XVI в. и ведший летоисчисление «от Рождества Христова».

Поэтому в русских дореволюционных газетах на первой странице ставили две даты: русскую – по юлианскому календарю и европейскую – по григорианскому. Переход в России на григорианский календарь произошел только в январе 1918 г.

В Указе Петра I давались также рекомендации по организации новогоднего праздника. Примечателен тот факт, что ель фигурировала в основном как городское украшение, и в домах ее никто не ставил, а приоритет был отдан праздничным фейерверкам. Именно Петр I привнес в праздник фейерверки, подарки и Новогоднюю елку. С этих пор все стали подготавливаться к празднику, украшать дома. И самое главное, готовить подарки.

  Первые рождественские ели появились в домах петербургских немцев, которые ревностно оберегали привезенные с родины обычаи. А. Бестужев-Марлинский в повести «Испытание» (1831), изображая святки в Петербурге 1820-х годов, пишет: «У немцев, составляющих едва ли не треть петербургского населения, канун Рождества есть детский праздник. На столе, в углу залы, возвышается деревцо… Дети с любопытством заглядывают туда». И далее: «Наконец наступает вожделенный час вечера — все семейство собирается вместе. Глава оного торжества срывает покрывало, и глазам восхищенных детей предстает Weihnachtsbaum (рождественская ель) в полном величии…».

Символом Рождества в России елка станет лишь в начале XIX столетия.

В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник “детской елки” в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. Елка была установлена в Большой столовой дворца, постепенно вводит этот обычай при Императорском Дворе.

Первая публичная елка была организована в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале, возведенном в 1823 году в Екатерингофском загородном саду. Установленная в зале вокзала огромная ель “одной стороной... прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги”.

В ожидании праздника, все старались отдавать то, что были должны, прощали друг друга, просили прощения. Нельзя было переносить в новый год хлопоты старого.

В Новый год одевались во все новое. Наши предки верили, что это будет способствовать процветанию дома и его обогащению. Первый день в новом году был очень важен. Было такое поверье, что первый день, это весь год и как мы его проведём, так и проживем весь год.

Новогодняя, красавица, елка была забавой для детей. Поставив праздничную ель, её украшали детскими игрушками и сладостями, водили вокруг неё хороводы на праздник. Была даже такая забава, надо было залезть на елку и снять угощение или понравившуюся игрушку.

Со временем украшения стали более виртуозными и появились правила украшения новогодней елки. Верхушку стали венчать Вифлеемской звездой и украшать елку шарами, которые олицетворяли эдемские яблоки. Позже на смену пряникам пришли вафли, так популярные в Европе. Со временем традиции менялись, и сладости заменили разноцветными игрушками из фарфора, картона, папье-маше, матового стекла и бисера.

  Вершиной новогоднего стола и главным лакомством был пирог. Это символ что хлеб всему голова и источник жизни. На новогодний стол, перед покрытием его скатертью, было принято насыпать тонким слоем семена пшеницы, овса и ржи. Помимо этого, выпекали разнообразные фигурки животных из сладкого теста, коими потом одаривали гостей, пришедших колядовать.

 В конце каждого года вначале праздновалось Рождество – 25 декабря. И так же, как и мы сейчас, украшали елку. Только та елка называлась рождественской, а не новогодней.

(Православные, и католики, и протестанты празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти. Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому [Юлианскому]. Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней. Поэтому, когда на Юлианском [церковном] календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января, а Новый год 14 января. Вся разница в календарях)

 Рождество считалось семейным праздником, а Новый год отмечался балами и маскарадами: и публичными, и домашними.

  После революции мода на елки никуда не исчезла, и даже в 1918 году М. Горький и Н. А. Бенуа выпустили новогоднее издание для детей «Ёлка», оформленное красочными тематическими иллюстрациями известных художников. Печальный поворот в традиции празднования Рождества произошел после смены календарей, когда в стране был введен григорианский календарь, и Новый год поменялся местами с Рождеством. Резко снизился статус праздника к 1922 году, что обусловлено ростом официальной пропаганды, направленной против религиозных праздников. Тогда 25 декабря все еще оставался нерабочим днем, но на праздничных мероприятиях читались лекции, разоблачающие «экономические корни рождественских праздников», давались политические сатиры и «живые картины», а рождественские елки превратились в «комсомольские».

В 1935 году Постышев, с разрешения Сталина, написал письмо в газету «Правда» о возвращении елки детям. После опубликования его письма в газете новогодняя ёлка вновь вернулась к советским детям, а Рождество было окончательно упразднено. Частично, с многочисленными правками, атрибуты рождественской елки перекочевали в новую советскую действительность, вместе со ставшей уже традиционной встречей первых мгновений Нового года под бой курантов с бокалом шампанского, мандаринами, салатом оливье и теплыми пожеланиями на год грядущий.

 

Александр Вертинский

 

Снег идет на Рождество,

падает, как милость Божья.

Снег идет — и волшебство

в этот день случиться может.

 

Тишина и чистота,

ничего их не нарушит.

Верь: не даром красота,

раз она спасает душу.

 

Свыше послана тебе,

чудодейственная сила,

это — смысл в твоей судьбе

и разгадка тайны мира.

 

Снег идет — и, чуть дыша,

смотрим мы на мир крылатый.

Пробуждается душа,

омертвевшая когда-то.

 

Снег идет, снимая боль,

у земли обледенелой.

Ты подставь ему ладонь:

приземлится ангел белый.


Автор (ы): полковник Вячеслав САМАРДАК
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: